Красноярск, ул. Алексеева, 49
ДЦ "Вертикали", оф. 7-15 (7 этаж)

Режим работы:
9:00 - 18:00
обед 13:00 - 14:00

Обзор законопроекта, вносящего изменения в Федеральный закон N 63-ФЗ Об электронной подписи

В Госдуме в первом чтении рассмотрен Законопроект № 747528-7 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере усиленной квалифицированной электронной подписи. Рассмотрим основные поправки.

Определение "зон ответственности" удостоверяющих центров (УЦ)

Юридические лица смогут получить Электронную подпись в трех удостоверяющих центрах в соответствии с видом ЮЛ:

  • кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и ИП, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг будут получать Электронную подпись, оформленную на юридическое лицо, в удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
  • государственные учреждения (виды учреждений будут уточнены постановлением правительства) будут получать Электронную подпись, оформленную на юридическое лицо, в удостоверяющем центре Федерального казначейства;
  • все остальные юридические лица будут получать Электронную подпись, оформленную на юридическое лицо, в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы.

ИП (не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) смогут получить Электронную подпись, оформленную на юридическое лицо, в удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы.

Юридические лица и ИП также смогут получить Электронную подпись, оформленную на физическое лицо в любом аккредитованном удостоверяющем центре. При этом, документы подписанные обеими Электронными подписями (оформленными на юридическое и физическое лицо) будут считаться документами, подписанными со стороны соответствующего юридического лица его представителем.

Физические лица по-прежнему смогут получить Электронную подпись в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

В апреле 2018 года мы писали о Законопроекте Минсвязи, в котором устанавливалось, что Аккредитацию могут получить только удостоверяющие центры Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Минкомсвязи. Тогда, Законопроект не прошел регистрацию. Мы видим, что политика Минкомсвязи в отношении выдачи Электронной подписи исключительно государственными структурами изменилась и новый Законопроект демонстрирует несколько другую процедурную тактику. Предполагается, что подписи, оформленные на юридическое лицо будут выдаваться ограниченным списком удостоверяющих центров (Центральный банк, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба). Электронные подписи, оформленные на физических лиц – представителей юридического лица можно будет получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. При этом электронный документ должен быть подписан двумя электронными подписями и юридические лица должны будут иметь две подписи вместо одной.

Ужесточение требований к удостоверяющим центрам

Законопроект предлагает уменьшение сроков аккредитации удостоверяющих центров до трех лет. Сейчас этот срок составляет пять лет. Для получения аккредитации минимальный размер собственных средств (капитала) кандидата должен быть не менее 1 миллиарда рублей или 500 миллионов рублей при наличии не менее чем в 3/4 субъектов РФ одного и более филиала или представительства. Невозможно будет получить аккредитацию в случае, если в течение трех лет до подачи заявления была досрочно прекращена предыдущая аккредитация.

Работники аккредитованного удостоверяющего центра будут нести не только административную, но и уголовную ответственность за неисполнение положений 63-ФЗ при исполнении своих обязанностей.

Единая электронная подпись для работы с различными порталами

Пояснительная записка к Законопроекту отмечает проблему невозможности использования одного сертификата электронной подписи для авторизации в информационных системах различных ведомств. Одной из причин является требование ведомств по содержанию в квалифицированных сертификатах объектных идентификаторов (OID). Теперь, участники электронного взаимодействия, в том числе госорганы, не смогут сами ограничивать возможность использовать электронную подпись на их площадках. Ограничения можно будет устанавливать, только если это предусмотрено Законом об электронной подписи. О каких именно ограничениях идет речь пока неясно.

Другие нововведения:

Вводится понятие «облачной электронной подписи». Определены требования к ее операторам. Законопроект прописывает ответственность удостоверяющего центра за хранение ключей электронной подписи, а также меры безопасности, которые необходимо принимать для использования облачной подписи.

Вводится понятие метки доверенного времени - достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью. Определяется механизм её использования.

Вводится понятие «доверенных третьих сторон», которые:

  • подтверждают действительность электронных подписей документов;
  • проверяют соответствие сертификатов, с помощью которых подписаны документы, требованиям 63-ФЗ;
  • проверяют полномочия участников электронного взаимодействия.

Доверенные третьи стороны проходят аккредитацию на добровольной основе (максимальный срок - 3 года). В Законопроекте установлены требования, которые необходимо выполнить для получения аккредитации.

Устанавливаются требования к идентификации владельцев электронной подписи. Идентификация проводится:

  • при личном присутствии владельца электронной подписи;
  • без личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата;
  • без личного присутствия посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы с обязательным использованием шифровальных (криптографических) средств;
  • без личного присутствия путем предоставления информации из паспортно-визового документа нового поколения (паспорт гражданина РФ в виде электронной пластиковой карты).

В состав квалифицированного сертификата Электронной подписи вводиться обязательный идентификатор, который указывает на способ идентификации владельца электронной подписи удостоверяющим центром при выдаче электронной подписи.

Правительство теперь будет устанавливать порядок определения оплаты за выдачу сертификата электронной подписи аккредитованным удостоверяющим центром, регулируя при этом максимальную стоимость сертификата для владельца.

Материалы по теме:
Законопроект № 747528-7.